Централизованная охрана: особенности организации

Алексей Зайцев, заместитель начальника

ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России

Централизованная охрана, как показывает опыт работы, на сегодняшний день является наиболее эффективным методом обеспечения безопасности объектов. Такой вид охраны осуществляется посредством современного технического оборудования.

Суть метода заключается в том, что на одном или нескольких объектах устанавливается специальная техника, которая, в случае появления угрозы, подаст сигнал на центральный пульт управления. Анализ полученной информации производится автоматически. Техническое оборудование самостоятельно определяет вид угрозы и решает, какие силы и средства необходимо оптимизировать, чтобы локализовать опасность. По результатам выдается заявка, предназначенная (в зависимости от ситуации) службе технического обеспечения или наряду милиции.

Осуществление централизованной охраны базируется на работе системы централизованного наблюдения. И этому есть логическое объяснение.

СЦН широко используются в нашей стране, и за ее пределами в качестве специальных каналов связи. Связано это с тем, что повсеместна телефонизация предоставляет возможность подключить относительно недорогое оборудование подобных систем к объекту, который необходимо охранять. Вневедомственная охрана РФ изначально призвана была выполнять три функции:

  • Техническую – охрана объектов посредством технического оборудования;
  • Милицейскую – реагирование на возникшую угрозу милицейскими нарядами;
  • Страховую – возмещение нанесенного материального ущерба. 

За счет повышения качества технического оборудования, надежности его работы стремились снизить затраты на остальные два направления.

Скорее всего, именно этим можно объяснить отсутствие на российском рынке конкурентоспособных СЦН, сделанных за рубежом. Иностранные системы работают напрямую, передавая сигнал методом автодозвона непосредственно на пульт. Они не требуют монтажа дополнительного оборудования на АТС. У подобных систем есть один очень весомый недостаток: отсутствует контроль самого канала, что значительно снижает надежность такой охраны. Если телефонная линия будет повреждена, сигнал тревоги не поступит на пульт, а данные о возникновении проблемы на линии также не будут зафиксированы.

В этой связи подразделения вневедомственной охраны используют системы, снабженные функцией контроля канала связи. Стоят они дороже, в использовании сложнее, но при этом гораздо надежнее.

Централизованная охрана

Централизованная охрана – это довольно таки эффективный метод обеспечения безопасности, но проблемы в ее работе все же имеются. Об этом подробнее.

Первая – необходимость заменить устаревшее оборудование, более современным и надежным, а также упорядочить имеющиеся технические средства.

Проблему можно решить несколькими путями. Первый заключается в том, чтобы разработать стандартные требования ко всем системам централизованного наблюдения. Это позволит унифицировать стыки эксплуатируемых и разрабатываемых систем, предающих сигналы, что упростит работу тех предприятий, которые занимаются разработкой и производством охранно-пожарных сигнализаций.

Суть второго способа сводится к унификации производимого оборудования, то есть соединению разноплановых технических средств в единый комплекс централизованной охраны.

Еще одна проблема связана со значительным повышением уровня «профессионализма» граждан, осуществляющих противоправные действия в отношении чужого имущества. Кражи в последнее время осуществляются при помощи специальных технических средств, позволяющих внедриться в работу систем централизованного наблюдения, в частности в работу канала связи. Подобные явления необходимо пресекать, пока они не стали массовыми.

Решение проблемы заключается в осуществлении криптозащиты канала связи, внедрении продвинутых методик имитостойкости аппаратуры. Это защитит систему от вмешательства со стороны «квалифицированных» преступных кадров.

В ходе задействования проводных СЦН также возникают проблемы, связанные с техническими аспектами работы АО «Электросвязь». Они, являясь монополистами в своей сфере деятельности, безосновательно повышают тариф на аренду линий телефонной связи. Также данная организация не сообщает вневедомственной охране о планируемых реконструкциях, замене оборудования на станции, и тому подобных работах, приводящих к вытеснению технических средств централизованного наблюдения из помещения АТС.

Чтобы разрешить выше обозначенные проблемы, необходимо создать системы, которые будут сопрягаться с каналами связи, а также с каналами, передающими сигнал с цифровым уплотнением. Подобные оптоволоконные каналы уже внедряются на предприятиях связи.

На данный момент можно выделить две основные системы.

Первая предусматривает укладку кабеля для предприятий связи вплотную к подъездам домов. Суть второй заключается в том, что в связи с задействованием цифровых АТС, для размещения которых необходима маленькая площадь, помещения для монтажа оборудования СЦН выделяться не будут.

Подобные проблемы возникали и ранее, решались они путем задействования РСПИ. Однако, применение РСПИ не всегда возможно. Связано это с дороговизной оборудования, ограниченностью возможностей частоты и ее выделением на вторичной основе.

Для решения данных проблем зачастую прибегают к использованию альтернативных каналов, служащих для передачи информации. К таковым относится канал Еthernet (цифровая передача), каналы разных операторов мобильной связи, автодозвон. Подобные технические системы уже внедряются в работу СЦН «Атлас-20», «Приток-А», «Альтаир». Основное преимущество использования таких каналов передачи заключается в том, что нет необходимости устанавливать дополнительное оборудование на АТС.

В ходе использования данных каналов также возникают некоторые проблемы. По данным проведенных исследований можно сделать вывод, что при эксплуатации цифровых каналов ежедневно возникают серьезные перебои со связью, которые длятся от нескольких секунд до пары минут. Возникновение таких неполадок связано с чрезмерной перегрузкой сервера провайдера, вызванной деятельностью хакеров, информационным перегрузом определенного канала и еще целым перечнем других причин.

Канал GSM также подвержен возникновению неполадок, связанных с перебоями связи. Об этом красноречиво свидетельствуют проблемы с «новогодними поздравлениями».

О мнимой надежности информатороного канала было сказано ранее.

Таким образом, чтобы обеспечить надежность функционирования централизованной охраны, необходимо придерживаться принципа, на котором основывалась ее работа еще со времен ее создания: обеспечение контроля каналов передачи, а отдельное задействование выше обозначенных каналов создаст немало проблем для построения СЦН.

Единственный выход из положения – дублирование каналов. Так, например, каналом мобильной связи GSM будет дублироваться канал Еthernet, также его можно подстраховать автодозвоном по телефону. Подобные технические нововведения уже внедрены в работу устройств УС-10 (GSM и Еthernet) и УОО-АВ (автодозвон и GSM) для работы с СПИ «Атлас-20».

В отношении каналов GSM пристальное внимание приковано к новым протоколам 3G сетей – виртуальные имитостойкие сети для передачи информации, обладающие высокой степенью защиты данных. Они предусмотрены для использования корпоративными клиентами.

Подобные каналы в скором времени могут быть выделены для потребностей МВД, поэтому важно уже сейчас проводить работу с лидирующими на сегодня провайдерами мобильной связи: Билайн, МТС и так далее.

Хотелось уделить внимание еще одной проблеме, связанной с обеспечением безопасности масштабных объектов. Речь идет об особо опасных объектах повышенной важности, объектах КФС и так далее.

Чтобы обеспечить их защиту, задействуются интегрированные системы безопасности (ИСБ). Это наиболее востребованный и действенный путь. В состав подобных систем входит ряд подсистем:

  • видеонаблюдение;
  • контроль доступа;
  • автоматизированная пожарная и охранная сигнализации.

Есть перечень объектов, обслуживание которых предусматривает внедрение расширенного варианта интегрированных систем обеспечения безопасности:

  • система досмотра и поиска;
  • система охраны территории;
  • система охранного освещения и оповещения;
  • система охранного телевиденья;
  • система управления доступом, оборудованная программируемыми «окнами» доступа временного использования.

Оборудование объектов, относящихся к выше упомянутой категории качественными ИСБ предоставит возможность обеспечить максимальную противопожарную безопасность и защиту от неправомерных действий, связанных с угрозой теракта или несанкционированного проникновения на территорию. Это также позволит значительно увеличить спектр возможностей, направленных на защиту от угроз, связанных с неполадками в функционировании оборудования, влиянием природных явлений и так далее.

ИСБ, задействованные в системах централизованной охраны – это объектовое оснащение. Преимущество заключается в увеличении количества передаваемой на ПНЦ и принимаемой оттуда информации.

Исходя из этого, важнейший вопрос, который необходимо решить – это сопряжение технического оснащения СЦН с оборудованием ИСБ.

Чтобы обеспечить максимально эффективную работу ИСБ в тандеме с системами централизованной охраны, необходимо повышать информативность данных систем. Постоянный контроль поведения правонарушителя на объекте или мониторинг иных нестандартных ситуаций (пожар, авария) откроет новые возможности для деятельности оперативных групп задержания. Особенно актуально это для объектов повышенной важности, объектов, связанных с жизнеобеспечением, критически важных объектов и объектов, представляющих серьезную опасность, где продуманные и мгновенно принятые решения – это залог грамотно и успешно проведенной операции.

Данная проблема разрешима. В будущем следует увеличить возможности СЦН, чтобы можно было передавать полноформатную информацию с объектов, находящихся под охраной, а также транслировать видео в реальном времени, плюс к этому осуществлять двусторонний обмен информацией, необходимой для управления и автоматизации. Естественно, что без задействования высокоскоростных цифровых каналов передачи информации, вряд ли получится обеспечить работу описанного информационного поля.

В этой связи в 2005-2006 годах в НИЦ «Охрана» исследовались возможности трансляции расширенной информации по разноплановым каналам:

  • Телефонная сеть города;
  • Радиоканалы;
  • Спутниковая телефония;
  • Каналы цифровых АТС;
  • Каналы мобильной связи;
  • Цифровые каналы передачи данных проводного типа;
  • Локальные цифровые сети беспроводного типа.

В расчет брались такие критерии:

  • Вероятность доставки информации за определенное время;
  • Время, необходимое для доставки информации;
  • Цена;
  • Надежность.

Данные, полученные в ходе вышеупомянутых исследований, свидетельствуют, что для осуществления качественной охраны объектов необходимо:

  • Дублировать каналы;
  • Устанавливать приоритеты в отношении передаваемой информации и в соответствии с ними распределять ресурсы;
  • Осуществлять контроль каналов на предмет занятости, что позволит вовремя их переключать;
  • Необходимо обеспечить имитостойкость и защиту информации, ввиду открытости каналов для всеобщего доступа.

Кроме вышеизложенных проблем, есть еще целый перечень вопросов, которые не представляется возможным решить посредством систем централизованного наблюдения.

Это касается охраны объектов, не оборудованных телефонными системами, дублирования каналов передачи информации на объектах повышенной важности, объектах, отвечающих за жизнеобеспечение, скорости установки оборудования на объектах временного использования, где возможность монтажа стационарной сигнализационной системы не предусмотрена.

Чтобы решить проблему на данном этапе осуществляется усовершенствование и внедрении специальных радиосистем. На сегодня начато серийное производство систем, предназначенных для передачи информации «Иртыш-3Р», «Приток-АР», «Струна-3М», «Аргон», «Струна-5». Они задействуются в процессе организации охраны. Но оптимальные пути решения задачи – это увеличение возможностей централизованной охраны, благодаря постоянному усовершенствованию СЦН проводного типа, которые также позволяют передавать необходимую информацию по другим каналам, в том числе радиоканалу. В принципе, речь идет о создании максимально унифицированного технического оснащения. А это позволит уменьшить затраты вневедомственной охраны, связанные с эксплуатацией оборудования, обучением сотрудников, созданием технологий для проведения диагностических мероприятий и так далее.

Все выше написанное позволяет сделать выводы, касающиеся технической политики создания СЦН и их внедрения в работу, которая должна отталкиваться от нынешних критериев информативности, имитостойкости, автоматизации оборудования, его унификации и обеспечения безопасности каналов связи.

Исходя из этого, можно обозначит требования, опираясь на которые будут развиваться СЦН.

  1. Системы должны быть обеспечены необходимым для эффективной организации работы по всем существующим и перспективным каналам передачи информации комплектом устройств, а также обладать модульной структурой. Должна быть предусмотрена возможность стыковки с ранее созданными системами и разноплановыми видами аппаратуры, которая задействуется для работы телефонной связи. Еще один важный аспект заключается в том, что все выше обозначенное должно сочетаться в одной программно-аппаратной конструкции.
  2. Должна осуществляться защита протоколов обмена, задействованных в ходе передачи извещений разного типа (тревожных, служебных), путем внедрения специальной аппаратуры, посредством которой будет происходить снятие неправдивых данных или их внесение в канал связи. 
  3. Должен проводиться регулярный мониторинг охраняемого объекта, производимый при помощи информационных систем, что позволит оптимизировать работу групп быстрого реагирования.
  4. Передача информации по каналам с коллективным уровнем доступа должна производиться при обеспечении дубляжа каналом цифровой передачи Ethernet, операторами мобильной связи или автодозвоном.  

Подобная стратегия создания и усовершенствования систем централизованного наблюдения предоставит реальную возможность для проведения профилактических мероприятий в отношении пресечения имущественных преступлений, а также позволит реализовать политику государства, относительно защиты от терроризма и криминалитета.